«Песнь его - жизнь его».
А.В. Свешников – выдающийся дирижер и хормейстер 20 века.
Память – главное, что есть у человечества.
Память – единственное, что помогает избежать ошибок прошлого.
Память – крепкая нить, что связывает поколения и эпохи.
Коломна относится к числу старейших подмосковных городов, её 845-летняя история сплошь соткана из удивительных событий и фактов, таинственных легенд и сказаний, и славится она своими знаменитыми земляками. В разные годы многие коломенцы и уроженцы города внесли немалый вклад в развитие и процветание как своей малой Родины, так и страны в целом.
12 сентября 1889 года родился на свет наш именитый земляк, крупнейший мастер хорового искусства 20-го столетия Александр Васильевич Свешников (1889-1980 гг.).
Долгое время годом рождения маэстро считали 1890 год, но коломенский краевед Н.И. Шепелёв открыл новые обстоятельства рождения хормейстера, которые были представлены широкой публике на выставке «Песнь его – жизнь его», приуроченной ко дню рождения дирижёра в 2020 году в Музее – заповеднике «Коломенский кремль».
Изучая родословную своей семьи, Николай Иванович исследовал биографию матери будущего знаменитого дирижёра - Елены Семёновны Свешниковой (в девичестве - Нестеровой). И не так давно в «Метрической книге, данной из Московской Духовной Консистории в Никитскую церковь города Коломны для записи родившихся, сочетавшихся браком и умерших на 1889 год» он обнаружил очень любопытный факт.
В метрике сообщалось, что 30 августа (12 сентября по - новому стилю) 1889 года в семье мещанина Василия Яковлевича Свешникова и дочери коломенского купца Елены Семёновны Нестеровой родился сын Александр.
В дальнейшем именно ему будет суждено поднять русскую хоровую песню на недосягаемую высоту и пронести её через всю свою жизнь, щедро приобщая слушателей к великому таинству хорового искусства!
Детство Александра прошло на коломенском Посаде. Отец - мещанин Василий Яковлевич, владел садками на Москве-реке. Мать, Елена Семёновна, была из семьи коломенских купцов Нестеровых, которые отметились своими благотворительными делами. Вместе с родителями мальчик ходил в церковь Покрова Богородицы на Посаде, пел в церковном хоре. Безмерная любовь к хоровому пению определила его дальнейший жизненный путь.
Покинув родную Коломну в возрасте 16 лет, Александр поступает в Московскую консерваторию, где его образованием занимаются именитые преподаватели: Болеслав Леопольдович Яворский, Эмилия Карловна Павловская, Сергей Иванович Танеев. Музыкальная Москва раскрыла перед Александром Свешниковым новый мир, полный незабываемых встреч и впечатлений.
К сожалению, из - за материальных трудностей, Консерваторию пришлось покинуть, но в 1913 году Свешников окончил Музыкально - драматическое училище Московского филармонического общества (ныне - ГИТИС). Его учителем был композитор Арсений Николаевич Корещенко, который в 1900 - ом году написал и поставил одноимённую оперу по роману уроженца г. Коломны, известного русского романиста - И.И. Лажечникова «Ледяной дом».
1917 - й год А.В. Свешников встретил полным физических сил и творческих планов. В это неспокойное время его остро волновала проблема музыкального воспитания детей и юношества. «Пение, – утверждал Свешников, – является сильнейшим и благотворнейшим средством народного просвещения». Поэтому он стал преподавать пение в школах столицы.
С 1920 года, под руководством Народного комиссара внутренних дел РСФСР Феликса Эдмундовича Дзержинского, А.В. Свешников принял участие в создании детских колоний на Полтавщине. В это же время он стал одним из организаторов Украинской оперы и руководителем капеллы в Полтаве.
В 1928 - 1936 гг. А.В. Свешников руководил созданным им вокальным ансамблем при Московском радиокомитете СССР. На его базе в 1936 году он основал и возглавил Государственный академический русский хор, призванный стать образцом для всех профессиональных и самодеятельных коллективов страны.
В годы Великой Отечественной войны, осенью 1942 года было принято решение партии и правительства об организации Государственного академического хора русской песни, переименованного в дальнейшем в Государственный академический русский хор СССР. Коллектив хора под руководством А.В. Свешникова выступал в самых отдалённых уголках и крупных центрах страны, в воинских частях и на фабриках, в концертных залах и заводских цехах. С первых же концертов искусство этого коллектива полюбилось слушателям, и впоследствии народ любовно называл его не иначе, как «Хор Свешникова». В этом была самая высокая оценка и признание труда вдохновенного мастера. С удивительной простотой и душевностью звучала песня в исполнении хора, раскрывая порой забытые подлинно народные напевы, проникая в глубину их содержания. Народ подхватывал эти песни и до сих пор хранит в своей памяти…
Так началась концертная деятельность замечательного коллектива, по сей день представляющего славу и гордость музыкального искусства нашей страны.
После окончания Великой Отечественной войны Государственный хор русской песни, руководимый Александром Васильевичем Свешниковым, был направлен за рубеж: в Германию, Венгрию, Румынию, Швейцарию, Норвегию, Бельгию, Японию, Италию и другие страны.
По миру вновь прокатилась слава русского хорового искусства, озарённая торжеством победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками! Гастроли Государственного хора по городам мира выполняли миссию дружбы и братства между народами, всюду несли с собой бессмертие певучей русской души.
В 1944 г. по инициативе А.В. Свешникова было организовано Московское хоровое училище для мальчиков, которым он руководил в течение почти 20 лет.
Первые выпуски созданного им училища и выступления хора мальчиков превзошли самые радужные ожидания: выпускники стали сначала лучшими студентами Московской консерватории, а потом специалистами в сфере музыкального искусства, а концерты хора не только завоевали симпатии многочисленных поклонников вокала, но и привлекли к себе внимание ведущих композиторов: Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Ю. Левитана.
В 1944 году маэстро был приглашен в Московскую консерваторию, где сначала занял пост декана, а затем заведующего кафедрой хорового дирижирования. С 1948 года Свешников возглавлял Московскую государственную консерваторию, одновременно ежедневно репетируя с Государственным русским хором и хором мальчиков, делая записи на радио и выступая на концертах.
Александр Васильевич был величайшим тружеником, который всю свою долгую жизнь работал самозабвенно, с исключительной самоотдачей. «Требовать, требовать, требовать и не уступать в своих требованиях» – таков был непреложный закон Свешникова во всех его делах, исполнительских, педагогических и общественных. Этот закон соблюдался и убелёнными сединами профессорами, и молодыми педагогами, и хоровыми певцами, и многочисленными учениками хормейстера.
Свыше 25 лет А.В. Свешников совмещал интенсивную концертную деятельность с руководством Московской консерваторией – одной из лучших высших музыкальных школ России и мира.
«Музыка - искусство самых широких, я бы даже сказал, неограниченных возможностей общения людей, - говорил А. В. Свешников. - Присущее ей волшебное умение затрагивать самые глубинные чувства, переживания, мысли и вместе с тем способность отражать передовые прогрессивные идеи эпохи говорят о ее могучей роли помощника в сближении, во взаимопонимании людей. Не случайно общепризнанно, что язык музыки - всеобщий, понятный в равной мере всем народам мира, но лишь тогда он могуч, когда несет передовые, гуманистические идеи эпохи, когда содействует воспитанию высоконравственных помыслов людей, объединяет их в стремлении к социальному прогрессу, укреплению мира».
Коломенцы гордятся своей причастностью к судьбе великого Свешникова, и кто знает, может быть, появление его на свет в городе с богатейшими культурно-историческими традициями, стало залогом дальнейших славных дел Мастера!